• Совет Европы
  • Структура
  • Комитет Министров

Комитет Министров

Совет Европы - Комитет министров

Комитет министров Совета Европы - это руководящий и директивный орган Организации. В нём представлены министры иностранных дел всех государств-членов или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Комитет министров - это одновременно правительственный орган, в рамках которого на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества, и коллективный форум, где в процессе совместного обсуждения формулируются общеевропейские подходы к их решению. Вместе с Парламентской ассамблеей Комитет министров стоит на страже фундаментальных ценностей Совета и контролирует соблюдение государствами-членами своих обязательств.

Кто входит в Комитет министров?

Министры
Министры иностранных дел государств-членов Совета Европы (действующий список министров)

Постоянные представители
В мае 1951 года Комитет министров предложил государствам-членам назначить постоянных представителей правительств государств в Совете Европы для поддержания постоянного контакта с организацией. Все они живут и работают в Страсбурге. На практике, постоянными представителями государств-членов являются дипломаты в ранге послов, в редких случаях - поверенные в делах.

В 1952 году Комитет министров постановил, что каждый министр может назначить представителя, который обладает такими же полномочиями по принятию решений как и министр. Обычно это лицо является одновременно и постоянным представителем.

Вторым лицом в делегации является заместитель постоянного представителя (не путать с постоянным представителем).
Действующий список постоянных представителей

Когда проходят встречи Комитета министров?

Министры
Встречи на уровне министров проводятся один раз в год, в мае или в ноябре. Эти встречи, известные как «сессии», обычно проходят в Страсбурге в течение одного полного или двух неполных дней.

Как правило, большая часть сессий проходит в форме политического диалога, однако министры могут обсуждать любые вопросы, представляющие всеобщий интерес, за исключением вопросов национальной обороны.

Несмотря на то, что протоколы сессий носят конфиденциальный характер, по окончании каждой из них публикуется отчет. Министры также могут сделать одно или несколько заявлений.

Сессии проводятся в соответствии с Правилами процедуры (4-я редакция, издание 1964 г.), обычно в зале заседаний Комитета министров.
Сессии КМ

Постоянные представители
Заседания на уровне постоянных представителей как правило проводятся один раз в неделю в зале заседаний Комитета министров.
Постоянные представители также встречаются несколько раз в неделю на заседаниях комитетов.

Чем занимается Комитет министров?

Комитет министров выполняет три функции:

- является правительственным органом, где на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества;

- служит коллективным форумом, в рамках которого в ходе совместного обсуждения формулируются общие подходы к решению европейских проблем;

- вместе с Парламентской ассамблеей стоит на страже фундаментальных ценностей Совета Европы. Деятельность Комитета министров включает в себя:

- Ведение политического диалога между правительствами

- Осуществление связей с Парламентской ассамблеей
Отношения между Комитетом Министром и Парламентской ассамблеей носят следующие формы:

* отчет Комитета министров, предусмотренный Уставом
* запросы заключений Парламентской ассамблеи
* определение мер по выполнению рекомендаций Парламентской ассамблеи
* ответы на устные и письменные вопросы
* проведение заседаний Совместного комитета

- Взаимодействие с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы

- Принятие государств в члены Совета Европы
В полномочия Комитета министров входит приглашение европейских стран вступить в Совет Европы (статьи 4, 5 и 6 Устава).
Он также может приостановить членство государства или принять решение о его исключении из числа членов организации.
Процесс принятия в Совет Европы начинается, когда Комитет министров, получив официальное заявление от государства на членство в организации, консультируется с Парламентской ассамблеей (согласно резолюции Устава (51)30). Ассамблея принимает и публикует соответствующие заключения.
Если Комитет решает, что государство может быть принято в Совет Европы, он принимает резолюцию, в которой приглашает его стать членом организации. В приглашении указывается количество мест, которое государство сможет занять в Ассамблее и размер взноса в бюджет организации (статья 6 Устава). Недавние приглашения также содержали условия, касающиеся проведения демократических реформ в стране-заявителе.
Любое приглашенное государство становится членом организации с момента вручения — обычно министром иностранных дел — Генеральному секретарю документа о присоединении.

- Система мониторинга для контроля за выполнением государствами-членами своих обязательств

- Принятие конвенций и соглашений
Статья 15.а Устава гласит, что «Комитет министров рассматривает меры, направленные на достижение цели Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений».
Более 180 соглашений были открыты для подписания. Наиболее известным из них является Конвенция о правах человека.
Текст любого соглашения считается одобренным после его принятия Комитетом. Согласно статье 20 Устава, для принятия соглашения необходимо:
- большинство в две трети голосов от числа представителей, участвовавших в голосовании;
- большинство от числа имеющих право участвовать в работе Комитета.
Такое же количество голосов необходимо для публикации дополнительной информации.
Комитет также назначает день открытия соглашения для подписания. Конвенции имеют обязательную силу только для ратифицировавших их стран.

- Принятие рекомендаций государствам-членам Совета Европы
Статья 15.b Устава наделяет Комитет министров полномочиями давать рекомендации государствам-членам по тем вопросам, по которым он принял единую позицию.
Согласно статье 20 Устава, для принятия рекомендации необходимо:
- единогласное голосование всех представителей, участвующих в голосовании;
- большинство голосов представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета.
Однако на заседании 519 (ноябрь 1994 г.) постоянные представители приняли решение сделать процедуру голосования более гибкой и заключили «джентльменское соглашение», в соответствии с которым ни одна делегация не будет требовать применения правила единогласия при принятии рекомендаций.
Рекомендации не являются обязывающими для стран-членов.
С 1993 года Комитет также принял рекомендации, касающиеся его роли в применении положений Европейской социальной хартии (Статья 29 Социальной хартии).
Рекомендации, принятые до 1979 года, были изданы в серии «Резолюции».
Согласно статье 15b Устава, Комитет министров обладает полномочиями обращаться к правительствам государств-членов с запросом «о ходе выполнения» таких рекомендаций. В 1987 году на заседании 405 постоянные представители приняли обращение к межправительственным комитетам (руководящим комитетам и комитетам экспертов), в котором призвали их усовершенствовать процесс мониторинга по соблюдению рекомендаций и резолюций.

- Принятие бюджета
Согласно статье 38.с Устава, в обязанности Генерального секретаря входит составление проекта годового бюджета организации и его представление на одобрение Комитету министров.
Проект бюджета представляется на рассмотрение постоянным представителям ежегодно, в ноябре месяце. Он принимается, в форме резолюции, параллельно с Программой деятельности организации.
Согласно Статье 29 Финансовых правил (пересмотрены в мае 1997 года) постоянным представителям помогает Комитет по бюджету, состоящий из одиннадцати независимых экспертов, назначаемых Комитетом министров на основе предложений правительств государств-членов.
Краткая версия принятого бюджета доступна в электронной форме.

- Принятие и мониторинг программы деятельности организации
Начиная с 1966 года, Совет Европы планирует, организует и оценивает свою деятельность в соответствии с программой работы на год, публикуемой под названием «Межправительственная программа деятельности». Постоянные представители принимают программу в конце года и следят за ее выполнением.
Статья 17 Устава наделила Комитет министров полномочием создания «комитетов и комиссий консультативного и технического характера», что привело к созданию примерно 30 руководящих комитетов и большому количеству комитетов экспертов ad hoc, которые помогают Комитету министров в осуществлении его программы деятельности.

- Реализация программ сотрудничества и оказания помощи

- Контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека
Комитет министров следит за приведением в исполнение решений Европейского суда по правам человека.Постоянные представители проводят регулярные заседания по правам человека в соответствии со статьями 32 и 54 Европейской конвенции о правах человека и статьей 46 конвенции, с учетом поправок Протокола №11. Документация для этих заседаний издается в форме повестки дня и комментария к ней, которые публикуются после проведения каждой встречи.
Одна из основных функций Комитета министров заключается в обеспечении выполнения решений Европейского суда по правам человека. Комитет завершает рассмотрение каждой жалобы принятием итоговой резолюции. В отдельных случаях также принимаются промежуточные резолюции. Оба вида резолюций доступны для публики. (подробнее…)
Документация по правам человека

Как функционирует Комитет министров?

Комитет министров функционирует на нескольких уровнях.

Заседания Комитета министров и их постоянных представителей проводятся в соответствии с Уставом Совета Европы и Правилами процедуры.
Документы КМ

Министры
На сессиях, проходящих один раз в год, министры ведут политический диалог и обсуждают вопросы европейского сотрудничества.

Постоянные представители
Постоянные представители, выступающие от лица министров, обсуждают большинство текущих вопросов деятельности Комитета министров.
Они также проводят отдельные встречи по вопросам соблюдения прав человека (выполнение решений) и по мониторингу обязательств, взятых на себя государствами-членами при их вступлении в организацию. Начиная с сентября 1999 года, постоянные представители встречаются, как правило, каждую среду.

Председательство
Передача председательства в Комитете министров происходит по ротационному принципу в порядке английского алфавита каждые шесть месяцев на сессии Комитета министров. (подробнее…)

Бюро
Бюро было создано в 1975 году для оказания помощи в работе постоянных представителей. Начиная с мая 2001 года, оно состоит из шести членов: председателя, двух предыдущих и трех будущих председателей.

Бюро встречается в среднем два раза в месяц и выполняет функции административного и протокольного характера, включая подготовку заседаний Комитета министров. На бюро обсуждаются вопросы координации мероприятий, проводимых председателями Комитета министров, а также разрабатываемые и выполняемые ими программы. Работа по обеспечению преемственности в деятельности Комитета при смене его председателей возложена на заместителя председателя Комитета министров на уровне постоянных представителей, который выполняет эту функцию во взаимодействии с секретариатом Комитета министров.

Докладчики, группы по подготовке докладов и рабочие группы
Система групп по подготовке докладов была создана постоянными представителями в 1985 году. Группы помогают в подготовке заседаний постоянных представителей. Они состоят из представителей, которые обычно замещают постоянных представителей. Им также оказывают содействие члены Секретариата. Группы по подготовке докладов были реорганизованы в 1999 году в соответствии с новой структурой организации (одна группа на директорат), с назначением дополнительных докладчиков для специальных мероприятий.
Рабочие группы создаются на базе ad hoc для работы по определенным направлениям в конкретный период времени.

Действующий список докладчиков, групп по подготовке докладов и рабочих групп

Секретариат
Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору.
Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.